Пятница
29.03.2024
18:25
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБОУ г.о. Балашиха "ЦПМСС "Радуга"
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [24]

Главная » Статьи » Мои статьи

Повышение учебной мотивации у неуспевающих школьников

Проблема учебной мотивации с каждым годом всё острее встаёт перед педагогами, психологами, родителями. Сейчас ни для кого  не секрет, что академическая успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько его желанием учиться, то есть его мотивацией. По справедливому наблюдению А. С. Мясищева, результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта, и на 70-80% – от мотивов.

 В настоящее время проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуальна в педагогике и  психологии.

 Если говорить о желании учиться, то можно отметить, что это сложное многофакторное образовании. В его составе психологи выделяют познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения, а также социальные мотивы, связанные с различными отношениями учащегося с другими людьми. Познавательные мотивы в самом широком смысле – это желание ребёнка освоить новые знания или способы получения новых знаний. Социальные мотивы – стремление быть полезным обществу или занять в этом обществе определённую позицию.

Мотивации  учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях:

1. Внешние мотивы (социальные).

 ·        Широкие социальные  (долг и ответственность перед обществом, классом, учителем, родителями) - развиваются от общего неразделенного понимания социальной значимости учения, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться;

·        Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем представлении.

·        Узколичные – стремление получить одобрение  учителя,  мотивация престижа.

·        Отрицательные – страх наказания, стремление избежать неприятностей со стороны родителей, одноклассников.

 2. Внутренние мотивы (связанные с учебной деятельностью)

 ·        Познавательный интерес, стремление овладеть способами действий, стремление овладеть знаниями, умениями и навыками и, мотивы, связанные с процессом учения – потребность в интеллектуальной активности, преодоление интеллектуальных трудностей, преодоление препятствий в процессе решения задач.

·        Мотивы самообразования у младших школьников представлены пока самой простой формой - интересом к дополнительным источникам знаний;

 

Исследования мотивов учения у младших школьников показали, что мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, не занимают ведущего места.

Когда ребенок приходит в первый класс, то в его мотивационной сфере ещё отсутствуют мотивы, направляющие его деятельность на усвоение новых знаний, на овладение общими способами действий. У ребенка к моменту поступления в школу еще сохраняется  потребность принимать цели взрослых, учителя за свои собственные цели. Младший школьник  понимает и принимает цели  исходящие от учителя, выполняет действия по инструкции. При правильной организации учебной деятельности младших школьников можно закладывать умения самостоятельной постановки цели. Тогда начинает складываться умение соотнесения цели со своими возможностями.

 Представления детей младшего школьного возраста о том, для чего они учатся в школе,  достаточно смутные. В основном их ответы касаются стандартных заученных фраз типа «чтобы уметь читать, писать, считать, чтобы много знать, быть умным». Уточнение этих высказываний часто заводит детей в тупик. Наиболее смышлёные дети, высказывают предположение о возможности найти в будущем хорошую, интересную работу. Но подобная перспектива в силу своей отдалённости не может стать серьёзным стимулом к учению.

 Познавательный интерес (интерес к содержанию и процессу обучения) у    большинства детей даже к концу младшего школьного  возраста находится на низком или среднем уровне.Часто родителям младших школьников приходиться «стимулировать» интерес к учебной деятельности методом кнута и пряника. В результате у учащихся окончательно формируется представление об учёбе как о нудном, малоприятном деле, которым приходится заниматься только под угрозой расправы или за очень приличное вознаграждение.

Большое место в мотивации младшего школьника занимают узколичные мотивы – мотивация благополучия, престижа.

При появлении отметки в обучении младшего школьника среди всего многообразия мотивов главное место занимает мотив получения высокой отметки как источника других поощрений и залога эмоционального благополучия.

В то же время отметка снижает активность детей, их стремление к умственной деятельности.

Отрицательная мотивация (избегание неприятностей), как и учебно-познавательные и другие широкие мотивы (долг, ответственность, необходимость получить образование) не занимают ведущего места на протяжении всего младшего школьного возраста.

С первых же дней пребывания в школе у детей возникает позиция общественно значимой деятельности. Всё, что делается в школе, связано с этой позицией, поддерживается ею и придаёт новой деятельности личный смысл, значимый и важный. Но такая широкая мотивация как новая социальная позиция, как показывает практика,  тоже не может поддерживать учёбу в течение длительного времени и теряет постепенно своё значение.

Существенных  положительных изменений в мотивации учения школьников от 1 к 4 классу не происходит.

Закономерным итогом становится снижение учебной мотивации к концу этого возраста.

При нежелании учиться возникают  школьные трудности. Этому есть много причин.Основные причины неуспеваемости и затруднений в учёбе:

 1.     Отсутствие навыков учебной деятельности (неумение учиться). Неправильно сформированные у учащихся способы учебной работы. Ученик не умеет заучивать учебный материал, составлять план своей работы, не умеет решать задачи, пользоваться схемами, картами. Возможными причинами низкой успеваемости могут быть отсутствие у ученика режима дня, или неправильно составленный режим, или систематическое несоблюдение режима дня.

2.     Неспособность преодолевать трудности (несформированность воли) – главная причина.

3.     Неправильно сформированное у учащихся в семейном воспитании отношение к труду вообще и учебному труду в частности.

4.     Отсутствие у ученика познавательных и учебных интересов, когда главные его интересы не связаны с обучением.

5.     Большое количество отвлекающих факторов – телевизор, компьютерные игры и т.д.

6.     Пробелы в фактических знаниях и умениях применять их на практике.

7.     Сам учебный материал, который нужно осмыслить, усвоить и запомнить. Содержание школьных программ все расширяется, что приводит к перегрузке, усталости и сопротивлению детей. Далеко не весь материал востребован учеником, поэтому он порой не видит смысла в его изучении.

8.     Монотонность и однообразие школьных занятий, авторитарность учителя. Такую позицию взрослых  школьник воспринимает  как несправедливую, что вызывает протест и нежелание учиться.

Причины недостаточной успешности учения могут быть самые различные и у каждого ребёнка свои.

Для того, чтобы понять, в чём кроются причины неуспеваемости ученика, нужно  обратиться к вопросу его учебной мотивации. В первую очередь необходимо определить, насколько сильно его желание учиться, учится ли он из интереса к новым знаниям или из-за желания выглядеть определённым образом перед сверстниками, учителями, родителями. Затем надо постараться культивировать у ребёнка тот или иной аспект его мотивации.

Воспитать у отстающего в учении ребёнка положительное отношение к учебной деятельности – значит, опираясь на уже имеющуюся у него мотивацию, сформировать мотивы, побуждающие к этой деятельности и придающие ей определённый смысл.

В целом формирование мотивации учения и умения учиться у отстающих учеников включает следующие направления:

- прежде всего,  восстановление положительного отношения к учению и к отдельным учебным предметам и занятиям, для чего следует начинать с решения этими учениками доступных им задач, поддерживающих их уверенность в успехе, подкреплять даже маленькие удачи, создавать условия для положительных переживаний успеха, часто спрашивать, терпеливо выслушивать.

При формировании положительного отношения к учению следует предусматривать специальную работу по формированию направленности на поиск разных способов решения задачи, вместо узкой ориентации только на результат;

- использовать упражнения по отработке умений учащихся ставить и достигать цели, составлять план своей работы, связывать отдельные действия в систему, выполнять сложные предписания учителя;

-  так же использовать упражнения по формированию оценочных действий школьников, для чего  нужно привлекать самого ученика к оценке своих и чужих знаний, ориентироваться при этом на предыдущие успехи данного ученика, усиливать адекватные критические суждения самого ученика.

 Кроме того, у слабоуспевающих и отстающих детей важно укреплять собственное умение учиться:

- устранять пробелы в знаниях, расширять запас знаний и развивать знания по всем их параметрам (полнота, системность, гибкость, действенность и прочность);

-обучать учащихся выполнению действия по инструкции,  с четкой их последовательностью,с проговариванием, с обязательным доведением каждого действия до этапа автоматизации;

-использовать наглядные опоры  при  объяснении  нового материала;

 - специально обучать  детей более сложным действиям: различению способа от результата, сопоставлению нескольких способов, изменению способа при необходимости переноса его в новые условия, т.е. умению пользоваться способами и применять их, опираясь при этом на планы, наглядные схемы и т.д.

 В работе с неуспевающими школьниками  необходимо реализовать все изложенное, имея в виду, что начинать лучше с упражнений на постановку целей и стимулирование мотивов, параллельно укрепляя умение, учится, постепенно и дробно отрабатывая его звенья.

Специально надо предусмотреть преодоление у отдельных детей "выученной беспомощности" как следствие длительных неудач, часто укрепляющих неуважение детей к себе.

Считается, что для того, чтобы ребёнок учился успешно, необходимо сочетание познавательной и социальной мотивации. Если мотивация будет только познавательной, знания школьника скорее будут однобокими и, возможно, оторванными от практики. Если желание  будет иметь только социальную природу, то интерес ко всем предметам будет довольно поверхностным, школьник станет учиться только ради оценки.

Педагог-психолог Григорьева Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kseniatsoj (15.04.2013)
Просмотров: 8718 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 97

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0