Суббота
24.06.2017
18:28
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБОУ г.о. Балашиха "ЦПМСС "Радуга"
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [24]

Главная » Статьи » Мои статьи

Причины детского воровства. Автор: педагог-психолог Калинкина Е.А.

Как известно большинство семей рано или поздно сталкиваются с проявлениями, так называемого «проблемного поведения» ребенка. Такое поведение, как правило, приводит к конфликтам между близкими людьми. Можно выделить множество типов «проблемного поведения», однако, к одному из самых распространенных и пугающих можно отнести «детское воровство».

Прежде всего, следует разобраться, почему же дети воруют. Ниже представлены основные причины детского воровства:

  1. Неблагополучие в семейной системе. Недостаток внимания, родительской ласки. Не получая достаточной поддержки со стороны значимых взрослых, ребенок может чувствовать себя одиноким и заброшенным. В данном случае воровство будет одним из способов  обратить на себя внимание родных.

Тех детей, которые с помощью воровства добиваются внимания родителей, шумные скандалы и строгие наказания лишь убеждают в правильности избранной ими стратегии.

2. Воровство, как способ отомстить обидчику. Ребенок может украсть игрушку, которой перед ним долго хвастались, его обижали.

В данном случае важно помочь ребенку выработать правильную позицию и поведение. Посредством объяснения  и проигрывания различных конфликтных ситуаций взрослый может помочь ребенку освоить конструктивные способы поведения.

3. Ребенок не может понять, какие вещи его, а какие чужие. Такое непонимание характерно для малыша, когда ему 2-4 года. Нужно объяснять ему это в каждой конкретной ситуации, чтобы ребенок знал границы своего и чужого (в том числе членов его семьи).

4. Сильное желание владеть понравившейся вещью. Ребенку может настолько понравиться какая-либо игрушка, и он настолько хочет владеть ею, что даже не осознает, что украл ее.

В дошкольном возрасте такое случается, когда потребности ребенка часто игнорируются родителями.

У детей постарше (от 8 до 10-11 лет) воровство с такой мотивацией часто бывает связано с недостаточным развитием эмоционально-волевой сферы: ребенку тяжело на свое "хочу!" самому себе твердо сказать "нет!". Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок.

5. Воровство может быть способом самоутверждения, что тоже является свидетельством психологического неблагополучия ребенка. Таким образом он хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо (различными угощениями или красивыми вещами). Если  ребенку не хватает родительского внимания, ему не хватает признания, ощущения чувства значимости в своей семье, он может пытаться искать это в группах сверстников. Например, ребенок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, раздает их другим детям, чтобы таким образом «купить» их любовь, дружбу, хорошее отношение. Такое поведение характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    6. Ребенок может подражать взрослым, копировать их поведение.

    7.    Вымогательство со стороны более старших детей.

В этом случае родители должны защитить своего ребенка, пресекая любые попытки запугивания, шантажа.  Важно объяснить ребенку, что он может в таких случаях обратиться к родителям, учителям за помощью.

Рассмотрев наиболее распространенные причины детского воровства, следует разобраться, что же делать родителям в данной ситуации.

Общие правила при обнаружении случаев детского воровства:

  • Не устраивать истерик и скандалов, не считать, что с ребенком произошло непоправимое.
  • Важно поговорить с ребенком доброжелательно и без посторонних: выяснить, откуда игрушка или вещь, как он хотел распорядиться украденным далее. Какие отношения у ребенка с владельцем вещи.  Так можно понять мотивацию ребенка. 
  • Нужно дать ребенку понять, как огорчает родителей то, что происходит, но лучше не называть происшествие "воровством", "кражей", "преступлением".
  • Нельзя обвинять ребенка, если вина его не доказана. 
  • Нельзя называть ребенка вором и пр., т.е. вешать на него "ярлыки", предсказывая ему криминальное будущее.
  • Можно выразить отрицательную оценку действиям ребенка (но не личности), с конкретным осуждением такого поведения. 
  • Рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи, денег.
  • Избегать сравнений с другими детьми и самими собой в детстве, говоря, например, так: "В нашей семье такого отродясь не водилось", или "Как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдиться своих детей". 
  • Не требовать от ребенка клятвы о том, что это была  первая и последняя кража.
  • Нельзя обсуждать поведение ребенка в присутствии посторонних.
  • Нельзя допускать, чтобы ребенка судили публично, не настаивать на демонстративных извинениях.
  • По возможности, организовать возврат украденной вещи лучше без свидетелей. Если таким образом вернуть невозможно, сделать вид, что ребенок нашел ее и вернуть владельцу. Разделить с ребенком ответственность, помочь ему исправить положение.
  • Если украдены деньги у родителей, нужно выразить свое огорчение по поводу их отсутствия, рассказать, для чего они предназначались. Можно ограничить всю семью в чем-то значимом – например, месяц не едим сладкого, не ходим в кино и пр., пока не наберется украденная сумма.
  • Важно дать понять своему ребенку, что всегда можно рассчитывать на помощь родителей в трудной ситуации. 
  • Обсуждая случившееся, помнить, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребенок будет скрывать все поступки, которые сочтет стыдными, плохими.
  • Важно понять истинные причины воровства и работать с ними.
  • Не возвращаться к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим данный поступок только закрепится в сознании ребенка.

 

Литература:

  1. Давыдова Э.Х. «Истоки детского домашнего воровства»,  Детский практический психолог. - №7, 1995.
  2. Домкина Н.Е. Проблема «детского воровства» в практике работы телефонного консультанта // Телефон доверия как средство психологической помощи детям, родителям, педагогам.
  3. Кравцова М. «Почему дети воруют?» http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301106.shtml Как известно большинство семей рано или поздно сталкиваются с проявлениями, так называемого «проблемного поведения» ребенка. Такое поведение, как правило, приводит к конфликтам между близкими людьми. Можно выделить множество типов «проблемного поведения», однако, к одному из самых распространенных и пугающих можно отнести «детское воровство».

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kseniatsoj (28.01.2016)
Просмотров: 207 | Рейтинг: 4.2/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 70

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0