Психологическая готовность к школе - это комплексный
показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения
первоклассника. Она включает в себя следующие параметры психического развития:
Личностно-социальная
готовность
Ребенок
к моменту поступления в школу должен быть готов к общению, взаимодействию – как
с взрослыми, так и со сверстниками. Современные первоклассники далеко не всегда
умеют это делать. Особенно трудно им выполнять задания, которые требуют совместных
усилий, тесного контакта друг с другом, принятия совместных решений,
«разруливания» конфликтных ситуаций.
Легко
ли ваш ребенок идет на контакт с другими детьми и взрослыми? Не слишком ли
часто вы берете на себя его функции? У малыша к моменту поступления в школу
должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Дайте
ему самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской
площадке, в магазине и пр.
Эмоционально-волевая
готовность
Определенный
уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять
требования учителя.
В школе слабое развитие произвольного поведения
проявляется в том, что ребенок:
- не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;
- не умеет работать по правилу;
- не умеет работать по образцу;
- нарушает дисциплину.
В школе ребенка ждет напряженный труд. И далеко не всегда
обучение будет увлекательным и захватывающим. Поэтому очень важный признак
готовности к школе – делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не
бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.
Как ни странно, развить эти качества поможет игра. Только игра особая – по правилам (от
примитивных «ходилок» с кубиком до шахмат, домино и пр.). Ведь именно такие
игры учат спокойно дожидаться своего хода, с достоинством проигрывать,
выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся
обстоятельства и т.д. Полезно, если ребенок заранее привыкнет к смене
деятельности – например, спокойная работа за столом будет чередоваться с
подвижными играми. Так ему будет легче сдерживать свой порыв встать и побегать
посреди занятия, ведь он будет знать, что для этого есть специальное «шумное время».
Интеллектуальная
готовность
Важно,
чтобы ребенок к школе был умственно развит. Но умственное развитие не
заключается в большом словарном запасе. Ребенок должен научиться сравнивать,
обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Но достигает он
этих способностей только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем, не специально
обучая, а при общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая
любознательность. Это возраст "почемучек”. Психологи советуют всегда отвечать
на вопросы, которые задает ребенок, так как общение с родителями — огромная
радость и ценность для ребенка. Если своим вниманием вы будете поддерживать его
интерес к познанию, то малышу будет легче развиваться. К сожалению, родители
часто отмахиваются от надоевших вопросов — это и является основой
интеллектуальной пассивности. Также к этому ведет и "пичкание” ребенка готовыми
знаниями. Даже тогда, когда он сам может обнаружить все новые свойства
предметов, заметить их сходство и различие. Поэтому необходимо вместе с
ребенком приобретать знания об окружающем мире и формировать его мыслительные
навыки. Пусть он научится ориентироваться в окружающей среде и осмысливать полученные сведения.
К
шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города,
где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей,
где они работают и понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери).
Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках.
Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев,
цветов, различать домашних и диких животных. Дети должны ориентироваться во
времени, пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они
учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственные отношения,
обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти знания приходят из опыта. Но
если нет рядом понимающего взрослого, то сведения об окружающем мире
разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину.
В общении с ребенком главное – интерес.
Разжигают интерес наводящие вопросы, например, о сходстве и различии двух
предметов (мяч, воздушный шар), двух явлений (дождь, снег), понятий (страна,
город). Различия устанавливаются чаще всего легко, а сходства сложнее. Пусть
ребенок обобщает в группу предметы (кровать, стол, стул, кресло — мебель).
Постепенно усложняйте задачу, попросите назвать предметы, в которые можно
что-либо положить, которые светятся, и т. д. Просите ребенка пересказать фильм
или книгу, особенно когда он читал ее самостоятельно. Если вы не понимаете, о
чем идет речь, значит, и ребенок плохо понял смысл прочитанного или
просмотренного.Часто дети все понимают по-своему.. Примером может служить
вопрос: "Кто всех сильнее в сказке "Репка”?”. На него часто дети отвечают:
"Мышка”. И только после вопросов и объяснений они приходят к правильному решению.
Мотивационная готовность
Говоря о мотивации, мы говорим о побуждении
к учебе. А это значит, что ребенку должно быть интересно узнавать новое.
Но поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных
занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой
даже скучные и утомительные задания. В каком случае это возможно? В том, когда
ребенок понимает, что он ученик,
знает обязанности ученика, а также старается хорошо их выполнять.
При этом отличают внешнюю и внутреннюю
мотивацию. Внешняя мотивация связана с внешней атрибутикой, например, «хочу
портфель, как у брата» или «хочу красивый пенал». Внутренняя мотивация связана
с непосредственным желанием учиться, обретать знания.
Еще
хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Такое поведение
является результатом запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе,
робок ("Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?”, "Вот
пойдешь в школу, там тебе покажут!”). Поэтому необходимо выработать верное
представление о школе и положительное отношение:
·
к
школе;
·
к
учителю;
·
к
учебной деятельности;
·
к
самому себе.
Нередко
старшие товарищи успевают внушить будущему школьнику мысль о том, что в школе
его ждут одни неприятности – двойки, строгие учителя и пр.
Постарайтесь
развеять этот миф и настроить малыша на успех. В то же время он должен
понимать, что просто так его в школе хвалить никто не будет. Если ребенок
привык к постоянному одобрению дома, постарайтесь приучить его к большей
самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат. Хваля и
ругая свое сокровище, не переходите на личности – оценивайте поступок, а не
самого ребенка.
Ни в коем случае нельзя заставлять
малыша, если он больше не хочет заниматься. Занятия через силу или под угрозой
приводят к тому, что потом ребенок вообще не захочет учиться.
Занимаясь
с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности.
Если ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя
прийти ему на помощь. Это поможет малышу справиться с трудным занятием и
одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное
дело. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за
доделанную до конца работу. Необходимая, вовремя оказанная помощь взрослого, а
также эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности,
повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу
получается. Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое
до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но
взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли
нужна их помощь или ребенку лень самому потрудиться. Иногда в качестве помощи
может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все
получится. Такое общение с ребенком, как правило, позволяет сформировать
учебную мотивацию к моменту поступления последнего в школу.
Получается,
что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно
при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику
спокойно и радостно войти в новый мир!
Педагог-психолог
Цой.К.И. |