Понедельник
11.12.2017
14:39
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБОУ г.о. Балашиха "ЦПМСС "Радуга"
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [24]

Главная » Статьи » Мои статьи

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих приёмных детей

Мотивы принятия ребёнка под опеку

                                                                                                                           Автор:педагог-психолог Анашкина Е.Н.


Слово мотив означает побуждение к действию. Мотив, мотивация — одни из основных понятий в теории личности. Основой формирования мотива являются потребности. Однако при наличии одних и тех же потреб­ностей у людей мотивы для удовлетворения этих потребностей различны.

В чем же здесь дело? У разных людей в процессе их воспитания сфор­мировалось неодинаковое отношение к духовным ценностям общества. Применительно к нашей теме (разговора о социальных сиротах и опе­кунстве) одни матери считают воспитание детей делом своей жизни, другие (крайний случай) могут оставить ребенка в родильном доме. У тех и других природой была заложена потребность быть матерью, однако после рождения ребенка они могут поступить по-разному, так как у них разные социальные установки — неодинаковое отношение к нравствен­ным ценностям общества. Женщин, оставивших ребенка в родильном доме, как правило, считают безнравственными.

В любом обществе есть люди, которые берут на воспитание детей, ос­тавшихся без родителей. У некоторых из детей-сирот родители погибли (в катастрофе, чаше в автомобильной) или умерли. У большей части детей-сирот родители лишены родительских прав.

Выявить мотивы взятия ребенка-сироты под опеку — одна из задач нашего исследования. Респондентам был задан вопрос: «Почему Вы взя­ли ребенка под опеку?» У большинства респондентов основной мотив взятия ребенка звучал так: «Это ребенок наших близких людей: погиб­ших, заболевших родственников или друзей». Таких опекунов около 80%. К этой категории относятся бабушки (дедушки), тети (дяди), старшие братья и сестры детей-сирот. Надо заметить, что опекуны, отвечая на этот вопрос, не просто отметили предложенные исследователями аль­тернативы, но и сами обозначили причины взятия ребенка. У некото­рых опекунов дети (или другие близкие) погибли во время катастроф или умерли, и они взяли осиротевшего ребенка. Однако у большинства опекунов их дети были лишены родительских прав. Приводим некоторые записи из анкет опекунов: «мать ребенка не жила дома, склонна к спиртному», «родители ребенка — наркоманы», «моя сестра стала пить, когда ее оставил муж», «ребенок моего умершего сына, а мать лишена родительских прав», «ребенок потерял отца, мать больна», «ребенок сына, который находился под арестом, а мать бросила ребенка», «мать ребенка не стремилась взять дочку, мне стало жалко ребенка». Нам хо­телось бы обратить внимание на последнюю фразу. Из нее следует, что молодая дочь оставила ребенка в роддоме, а бабушка, преклонных лет, взяла ребенка дочери на воспитание. Этот пример говорит о том, как девальвировались нравственные ценности в нашем обществе.

Другие предложенные альтернативы для ответа о причинах взятия ребенка под опеку респондентами были ранжированы в порядке умень­шения:

  • «взяли ребенка из-за сострадания к брошенным детям» (17%);
  • «не было своих детей» (10,1%);
  • «мы потеряли собственного ре­бенка» (5,1%);
  • «хотели, чтобы детей было больше в семье» (3,9%);
  • «хо­тели ребенка другого пола» (2,1%).

Рассмотрим более подробно перечисленные выше мотивы. Мотив «взяли ребенка из-за сострадания к брошенным детям» является доми­нирующим среди других. Уже было сказано, что этим мотивом преиму­щественно руководствуются родственники детей-сирот. Кроме родственников такой мотивацией могут руководствоваться глубоко верую­щие люди, которые считают своим долгом принести себя в жертву, взяв сироту. Психологи считают, что жертвенность не всегда приносит по­ложительные плоды, так как ребенок должен жить в радости, а не в си­туации, когда принявший его опекун сам едва выживает. Есть еще кате­гория людей, которые руководствуются мотивом «взяли ребенка из-за сострадания к брошенным детям». Это не родственники ребенка, а люди, для которых небезразлична судьба детей-сирот.

Мотив «взяли ребенка из-за сострадания к брошенным детям» мо­жет быть связан и с таким мотивом, как «выросли свои дети, стало пус­то в доме». Психологи называют это «эффектом опустевшего гнезда». Нам известны такие пары, которые, вырастив своих детей, имея уже внуков, берут из детского дома детей. И не одного, а сразу двоих. Вна­чале процесс адаптации в их семьях проходит сложно, но затем большинство таких родителей (не всегда с высоким материальным достатком) рады, что взяли на вос­питание детей-сирот.

Отсутствие детей в семье чаще всего связано с невозможностью ро­дить собственного ребенка. На протяжении ряда лет супруги посещают врачей, ездят на курорты. Однако все безрезультатно. Тогда им прихо­дит мысль взять чужого ребенка из детского дома. Известны бездетные пары, которые, узнав о своем бесплодии, уже в молодом возрасте берут одного или нескольких детей (иногда не сразу) из детского дома. Мы специально обратили внимание на возраст усыновителей. Когда люди берут детей на воспитание, будучи молодыми, у них еще много жизнен­ных сил для воспитания детей. Правда, можно понять тех людей, кото­рые в течение долгих (15-20) лет пытаются родить собственного ребен­ка. Не достигнув цели, такая пара в возрасте 40-50 лет обращается в детский дом. Наряду с семейными парами, которые не могут родить своего ре­бенка, встречаются и случаи добровольной бездетности. Это может быть связано с тем, что некоторые женщины боятся как беременности, так и родов. И в этом случае люди обращаются в детский дом, чтобы принять чужого ребенка на воспитание.

Далее. Ребенка из детского дома берут одинокие женщины. Это жен­щины, которые по каким-либо причинам не вышли замуж, или женщины, которые были замужем, но знают, что по медицинским показа­ниям не могут иметь детей. Некоторые женщины слишком много сил в молодые годы уделяли профессиональной карьере и к сорока годам ос­тались одни.

Итак, среди перечня мотивов, руководствуясь которыми люди бе­рут детей под опеку, есть и мотив «не было своих детей».

Среди мотивов есть и такой — «мы потеряли собственного ребен­ка». Когда погибает ребенок — это очень тяжелая утрата. Если родители находятся еще в детородном возрасте, то они попытаются родить ре­бенка. Такие случаи известны. Если это невозможно, то они стремятся заполнить пустоту, взяв ребенка из детского дома. Психологи считают, что в данном случае родителям не надо спешить заменить погибшего ре­бенка на чужого. В свое горе не нужно приводить чужого ребенка, так как он не уменьшит, а, напротив, может увеличить их страдания. Родители будут все время сравнивать его с погибшим и еще больше горевать. По­этому нужно подождать. Когда боль от потери собственного ребенка утих­нет, тогда можно начать заниматься поиском ребенка для усыновления.

Мотив «хотели, чтобы детей было больше в семье» иногда отражает истинное стремление родителей иметь большую семью. Психо­логи считают, что родителям, прежде чем брать еще одного ребенка в семью, нужно учесть ряд факторов.

1.                Нельзя брать ребенка из детского дома, если родной ребенок — инвалид.

2.                 Нужно брать ребенка младше самого младшего в семье, чтобы родной ребенок не чувствовал себя обделенным любовью роди­телей, тогда он дружески примет «новичка».

3.                 Нельзя брать ребенка из детского дома, если родители так заня­ты, что рассматривают ребенка из детского дома в качестве «гу­вернера» для родного ребенка.

Категория: Мои статьи | Добавил: kseniatsoj (08.08.2013)
Просмотров: 1980 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 73

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0