Суббота
24.06.2017
18:30
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБОУ г.о. Балашиха "ЦПМСС "Радуга"
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [24]

Главная » Статьи » Мои статьи

Работа с детьми,пережившими ПТ

Структура тренинга.

Этап I.

Подготовка к проработке травматического переживания у детей. 10 занятий.

Мотивирование детей на участие в групповых занятиях.

  • Формирование групповой атмосферы безопасности и адаптация детей к групповому взаимодействию.
  • Обучение детей способам релаксации (мышечные, дыхательные, вербальные).
  • Обучение детей распознаванию и выражению эмоций (игры и упражнения).
  • Общее просвещение детей по вопросам насилия и травмы.
  • Информирование детей о связи между мыслями, чувствами и поведением как механизме формирования негативных переживаний.

Этап II.

Проработка психотравмирующих переживаний у детей.  10 занятий.

·         Разбиение детей на группу по характеру травмы и/или индивидуальная работа с ребенком.

·         Рассказ ребенка о травмирующей ситуации.

·         Помощь в отреагировании переживаний, связанных с насилием (травмой). Коррекция когнитивных искажений и эмоциональных реакций, обусловленных травматическим опытом.

·         Способы подбадривания и поощрения ребенка.

·         Индивидуальное сопровождение ребенка.

Этап III.

Развитие приемов и способов поведения, способствующих социальной адаптации детей и преодолению психотравмирующих условий.

10 занятий.

·         Развитие коммуникативных навыков у детей, способствующих оказанию помощи и поддержки друг другу.

·         Содействие в формировании адек4ватных представлений о семье, ближайшем окружении и самом себе, что может являться ресурсом для преодоления ребенком травмы и адаптации к жизни.

·         Обучение правилам безопасного поведения и потенциально опасных ситуаций.

·         Помощь ребенку в формировании представления о будущем.

Этап I. Подготовка к проработке травматического переживания у детей.

 Занятия.

Цель занятия.

      Задачи   этапа.

     Структура    занятий.

      Упражнения.

           

 

 

 1-2.

Создание базовых условий для работы группы - формирование

Групповой атмосферы безопасности и адаптация детей к групповому взаимодействию.

 

 

1. Познакомиться, прояснить групповые цели, нормы, правила.

2.Научиться взаимодействовать в группе.

3. Обеспечить возможность для каждого участника группы чувствовать себя в группе безопасно, снизить напряжение.

4. Научиться высказываться, говорить о себе.

Научиться навыкам релаксации и идентификации эмоций.

  • Упражнение на знакомство.
  • Выработка правил.
  • Договоренность о целях работы группы.
  • Игра на взаимодействие.
  • Завершение (комплименты).

Ритуал «Приветствие»;

 игра «Круг знакомств»;

«Знакомство»;

 установление правил игры; 

игра «Молекулы»;

игра «Шеренга»;

 «Пожелания»;

ритуал «Прощание»;

Упражнение «Имена прилагательные»;

Игра «Шаг вперед все, кто…»;

Упражнение «Паровоз»;

Упражнение «Зоопарк»;

Общий рисунок «Наш сад»;

Упражнение «Подарок».

  3-4

Обучение детей способам релаксации, распознаванию и выражению эмоций.

  • Упражнение – разминка.
  • Упражнение на релаксацию.
  • Содержательное упражнение: взаимодействие (с физическим    контактом), называние эмоций.

·         Игра- упражнение на релаксацию.

 

Упражнение «Поменяйтесь местами»; «Испуганный ежик»;

«Найди пару»; «Создание шедевра»; « Разведчик»;

Визуализация «Голубое небо»;

Упражнение «Сиамские близнецы», «Жаба», релаксационное дыхание, «Невербальный контакт», «Что заставляет людей чувствовать»;

Визуализация «Берег моря».

  

 

     5-6

Обучение детей называнию и распознаванию эмоций.

 

·         Упражнение – разминка.

·         Упражнение на релаксацию, которое может усложняться от занятия к занятию.

·         Содержательное упражнение: взаимодействие, называние эмоций, распознавание своих эмоций.

·         Игра.

·         Упражнение на релаксацию.

Упражнение «Кошки»,

 «Передача движения по кругу»; релаксационное дыхание с переключением, упражнение «Объявление», «Изобрази эмоцию», «Коллажи чувств», «Спутанные цепочки», визуализация «Путешествие по реке».

Упражнение «Гребля», «На что похоже мое настроение», «Идеал», «Имена чувств»;

Игра «Стражники и узники»;

Звуковая дыхательная гимнастика: упражнение «Покорители космоса».

   7-8

Самопознание и обучение детей определению разницы между своими мыслями и чувствами.

  • Упражнение- разминка;
  • Упражнение на релаксацию;
  • Содержательное упражнение: взаимодействие, называние эмоций, распознавание своих эмоций, разница между эмоциями и мыслями;
  • Какой «Я»;
  • Игра;
  • Упражнение на релаксацию.
  • Важно,  чтобы каждый ребенок получил положительную обратную связь.

Упражнение «Угадай настроение», «Перехват», релаксационное упражнение,

Упражнение «Эмоции в моем теле»,

«Дракон кусает свой хвост»;

Визуализация «Пляж»; упражнение «Веселый хвост», «Какие мы?», «Зеркало»; «Ревущий мотор»;

 «Безопасное место»; «Аплодисменты по кругу».

    9-10

Дать детям представление о том, что в жизни бывают трудные ситуации и люди по - разному на них реагируют и справляются с ними. Дать представление о связи между мыслями, чувствами и поведением.

  • Упражнение- разминка.
  • Упражнение на релаксацию.
  • Содержательное упражнение: информация о травме – «что бывает и как к этому относиться».
  • Игра.
  • Упражнение на релаксацию.

Игра «Ладушки».

Релаксация «Звуковая дыхательная гимнастика».

Релаксация «Ковер – самолет»;

Упражнение «Шурум – бурум»,

Упражнение «Различение событий, мыслей и чувств».

Игра «Слоник, утка, зайчик».

Визуализация «Летний дождь».

Упражнение «Безопасное место», «Добрые слова».

Упражнение «Печатная машинка», «Волшебная рука»,

 «Анализ ситуации», «Варианты травмы», «Снежинки».

Визуализация «Подъем на гору».

Этап II. Проработка

психотравмирующих переживаний у детей.

 

11-14

Дети имеют возможность рассказать в группе о травмирующей ситуации из  своего опыта, получить поддержку от окружающих.

 

  • Упражнение- разминка.
  • Рассказ о травме, об испытанных чувствах, выражение сочувствия.
  • Упражнение на релаксацию.
  • Активная веселая игра.

Упражнение «Секрет»; «Признание».

Упражнение на релаксацию «Достань звезду», «Порхание бабочки», «Берег моря».

Игр «Снежинки».

Упражнение- разминка «самое хорошее/плохое».

Упражнение «Восковая палочка».

«Рассказ о травмирующем событии из опыта участников».

Упражнение «Полет высоко в небо». Игра «Дракон кусает свой хвост». Разминка «Мяу», «Мне (не) нравится, когда…».

Игра «Спутанные цепочки»

  15-17

Коррекция когнитивных искажений и эмоциональных реакций, обусловленных травматическим опытом.

 

  • Упражнение – разминка.
  • Упражнение – проекция: отношение окружающих, последствия того, что травма стала известной.
  • Упражнение на  релаксацию.
  • Игра на взаимодействие.

Упражнение – разминка «Поза», «Волшебная подушка», «Кенгуру».

Упражнение «Рисунок травматичной ситуации», «Измени рисунок»;

ролевая игра «Секрет», «Сохраняем тайну».

Упражнение на релаксацию «Отдых на море», «Щепки плывут по реке», «Водопад».

Упражнение- игра «Регата», «Паровозик», «Поменяйтесь местами».

 

 

  18-20

Отреагирование переживаний, связанных с насилием.

  • Упражнение- разминка.
  • Упражнение на преодоление ощущения одиночества и беспомощности, связанные с насилием.
  • Упражнение на релаксацию.
  • Игра на взаимодействие.

Упражнение- разминка «Передача эмоций», «Прорвись в круг», «Выкинь ком».

Упражнение  «Письмо обидчику», «Комиксы».

Игра «Порви цветы», «Прыгалки», «Скалолаз».

Упражнение на релаксацию «Цветок», «Летний дождь», «Избавление от тревоги».

Упражнение – ролевая игра «Дай отпор обидчику», «Гадкий утенок», «Зайчонок и Мух».

Этап III. Развитие приемов и способов поведения, способствующих социальной адаптации детей и преодолению психотравмирующих условий.

 

 

21- 24

Помочь ребенку в формировании адекватных представлений о семье и ближайшем окружении, которые могут являться ресурсом для преодоления ребенком травмы и адаптации к жизни.

Развитие коммуникативных навыков у детей, способствующих оказанию помощи и поддержки друг другу.

Обучение правилам безопасного поведения в ряде потенциально опасных ситуаций, закрепление навыков самозащиты.

Активизация ресурсов ребенка для формирования стабильного отношения к себе и уверенного поведения.

  • Упражнение – разминка.
  • Упражнение на релаксацию.
  • Тематические упражнения «Моя семья», «Мои друзья».
  • Игра на взаимодействие.
  • Упражнение на релаксацию.

Упражнение «На колени», «Карандаши», «Скульптура семьи», «Я хороший друг», «Вавилонская башня», «Дождь в лесу».

Упражнение релаксация «Тихое озеро», «Водопад».

Упражнение- разминка «Тропинка», «Велосипед», «Мигалки».

Ролевая игра «Конфликт в семье».

Упражнение- визуализация  «Идеальная семья».

Социометрия «Тапки».

Рисование по инструкции.

 

 

25- 26

Формирование у ребенка лучшего понимания себя и окружающих»

 

  • Упражнение – разминка.
  • Упражнение на релаксацию.
  • Тематическое занятие «Я сейчас, как я изменился».
  • Игра на взаимодействие.
  • Упражнение на релаксацию.

Упражнение- разминка «Я люблю/я не люблю», «Выкинь ком», «Комиссионный магазин».

Упражнение « Австрийские гляделки», «Измени состояние».

Аппликация «Наша группа».

Упражнение на релаксацию «Цветок».

 

 

  27-30

 

  • Упражнение – разминка.
  • Упражнение на релаксацию.
  • Безопасность и будущее.
  • Игра на взаимодействие.
  • Упражнение на релаксацию.
  • Подведение итогов, что изменилось за время тренинга.

Упражнение- разминка «Битва», «Пары- тройки».

Упражнение «Опасные ситуации», «Психологическая дистанция», «Испорченная пластинка», «Достижение цели», «Коллаж».

Игра «Море».

Упражнение- релаксация «Водопад», «Пляж», «Полет высоко в небо», «Достань звезду».

Упражнение на построение позитивного образа будущего.

Упражнение- притча «Волшебный огурец»

Категория: Мои статьи | Добавил: kseniatsoj (31.10.2012)
Просмотров: 1978 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Спасибо за хороший и структурированный материал! Очень помог!

Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 70

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0