автор статьи: Малькова Елена Анатольевна Школьные страхи
Страх в жизни ребенка – явление абсолютно
нормальное или, говоря языком психологов, нормативное. Страхи детей
разнообразны на разных этапах возрастного развития, играют непосредственную
роль в становлении эмоциональной сферы и необходимы для того, чтобы ребенок
осознал определенные социальные нормы. С приходом ребенка в школу многое
меняется в его жизни: режим дня, пространство и окружение, а центральной
фигурой становится педагог – новый чужой взрослый, возможно непохожий на
родителя, который является источником новых требований и оценок. И каждый
ребенок в зависимости от сформированности адаптивных механизмов, особенностей
эмоционально-волевой сферы, уровня развития познавательной сферы переживает эти
изменения по-своему. Кому-то достаточно полугода, чтобы адаптироваться к школе,
кто-то при общей комфортности обучения испытывает отдельные ситуативные страхи,
у некоторых детей школьный страх может приобрести патологическую форму.
Все школьные страхи можно разделить на несколько групп:
1. Предмет страха –
конкретная вещь, которой боится ребенок в школе: страх оценки, отметки, страх наказания, замечания в
дневник, страх ошибки, страх не соответствовать требованиям школы, учителя, в
том числе опоздать в школу, на урок, забыть школьные принадлежности: книгу,
тетрадь, форму, работу, забыть, что
задано, отпроситься с урока в туалет; попросить что-то у учителя,
одноклассников и др.
Родитель должен заметить страх ребенка, ни в коем
случае не игнорировать его, обсудить его причину, рассмотреть его вместе с
ребенком в деталях. Важно дать понять ребенку, что он не одинок в своей
проблеме, рассказать о том, как сам родитель (или родственник, знакомый, даже
некий выдуманный персонаж) решали эту проблему. Неплохо бы найти аналогичный
пример в литературе, кино. Обязательно нужно обговорить проблему с учителем,
поискать в нем союзника.
2. Страхи можно
разделить по субъекту, т.е. по тому
человеку в окружении ребенка, который является источником страха: учитель,
директор, завуч. В данном случае конечно неплохо бы было, готовясь к школе,
заранее познакомиться с учителем, проанализировать, насколько его личностные особенности
соответствуют особенностям ребенка, насколько педагог по темпераменту сходен с
родителями. Конечно, не стоит отдавать тихого, тревожного ребенка в класс к
темпераментному или авторитарному педагогу. К сожалению, в большинстве случаев
у родителей нет выбора, и если вы обнаружили у ребенка страх перед учителем, то
нужно поговорить по-хорошему с самим педагогом, а иногда и пойти на крайние
меры, то есть сменить класс или школу.
3. «Режимные»
страхи, связанные с организацией школьной жизни - опасение, что не хватит времени на
работу в классе (самостоятельную, контрольную, работу в тетради на уроке, страх
не успеть или забыть сделать домашнее задание, страх 1 сентября, первого дня в
школе после каникул; страх конца четверти, страх звонка на урок, звонка с урока,
страх быть на празднике, страх потеряться в школе, страх переходить из одного
кабинета в другой и др.
Для того, чтобы избежать появления этих страхов, ребенка необходимо
заранее познакомить со школьной жизнью, рассказать о своих школьных
воспоминаниях. А главное - убедить ребенка в том, что, даже если он с чем-то не
справится, это еще не будет означать «конца света», что ученик для того и
приходит в школу, чтобы НАУЧИТЬСЯ, в том числе и этому….
4. Часто говорят о «страхе ошибки». В школьной жизни ребенка это выражается в страхе
стоять у доски, или не понять объяснение учителя, или в страхе спорить. Это
может быть страх перед вопросом учителя «кто хочет ответить?», страх, что
учитель, родитель будет ругать, страх проверки знаний, техники чтения,
контрольных и других проверочных работ и т.д.
Эти страхи часто связаны с
недостаточностью усвоения учебного материала ребенком. И здесь очень важно
проанализировать вместе с педагогом и школьным психологом, в чем причина
неуспеваемости. Возможно, речь идет о неправильной организации режима дня
ребенка, или есть трудности в развитии отдельных познавательных процессов, или
даже присутствует задержка психического развития.
Также, анализируя причины школьных
страхов, нельзя забывать и о ряде других возможных причин их возникновения:
1.Гиперопека (чрезмерная опека
своего ребенка со стороны родителей/ бабушек, дедушек). Гиперопека делает человека не
приспособленным к обстоятельствам внешнего мира. Такие дети не привыкли к
сложным ситуациями, так как их родители все делали за них. И это самая мощная
ошибка в воспитании. Необходимо воспитывать в своем ребенке зрелую,
самостоятельную личность и давать ему больше свободы и доверия. В этом смысле
дети, не посещающие детский сад до школы, оказываются более уязвимы в школе.
2.Недовольство ребенком и критика.
Если в семье ребенок сталкивается с недовольством,
обвинениями или постоянной критикой, то его самооценка падает и появляются
страхи. Вначале перед родителями, затем перед школой. Такой ребенок, и придя во
взрослую жизнь, будет всего бояться, так как родители заложили в его
подсознание роль неудачника. И он поверил в эту роль, вошел в нее и потерял
веру в себя. Именно родитель должен принять своего ребенка таким, какой он
есть. Чтобы ребенок чего-то добился в жизни, его необходимо любить и поддерживать
в нем чувство собственного достоинства и уверенность.
3. Проблемы в отношениях с
одноклассниками.
Часто дети бояться ходить в школу из-за плохих
отношений с одноклассниками. Они не могут найти с ними общий язык, их не
понимают. А еще хуже – обижают. А ребенок – это ранимый маленький человечек, и
естественно, что он начинает испытывать страх
перед школой. Никто не
хочет сталкиваться с болью и насмешками. И в этой ситуации нужно помочь
ребенку, поддержать его. Нужно формировать в нем высокую самооценку,
уверенность и коммуникативные навыки.
В любом случае, сталкиваясь с проблемой школьных
страхов, родитель должен знать, что он и его ребенок не одиноки, своими
переживаниями они обязательно должны поделиться с педагогами и школьным
психологом, потому что эту проблему возможно более эффективно разрешить только
в том контексте, в котором она возникла: в школе, в классе, во
взаимоотношениях. |