Суббота
21.10.2017
16:53
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБОУ г.о. Балашиха "ЦПМСС "Радуга"
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [24]

Главная » Статьи » Мои статьи

Школьные страхи.
автор статьи: Малькова Елена Анатольевна

Школьные страхи

Страх в жизни ребенка – явление абсолютно нормальное или, говоря языком психологов, нормативное. Страхи детей разнообразны на разных этапах возрастного развития, играют непосредственную роль в становлении эмоциональной сферы и необходимы для того, чтобы ребенок осознал определенные социальные нормы. С приходом ребенка в школу многое меняется в его жизни: режим дня, пространство и окружение, а центральной фигурой становится педагог – новый чужой взрослый, возможно непохожий на родителя, который является источником новых требований и оценок. И каждый ребенок в зависимости от сформированности адаптивных механизмов, особенностей эмоционально-волевой сферы, уровня развития познавательной сферы переживает эти изменения по-своему. Кому-то достаточно полугода, чтобы адаптироваться к школе, кто-то при общей комфортности обучения испытывает отдельные ситуативные страхи, у некоторых детей школьный страх может приобрести патологическую форму.

Все школьные страхи можно разделить на несколько групп:

1.     Предмет страха – конкретная вещь, которой боится ребенок в школе: страх оценки, отметки, страх наказания, замечания в дневник, страх ошибки, страх не соответствовать требованиям школы, учителя, в том числе опоздать в школу, на урок, забыть школьные принадлежности: книгу, тетрадь, форму, работу,  забыть, что задано, отпроситься с урока в туалет; попросить что-то у учителя, одноклассников и др.

Родитель должен заметить страх ребенка, ни в коем случае не игнорировать его, обсудить его причину, рассмотреть его вместе с ребенком в деталях. Важно дать понять ребенку, что он не одинок в своей проблеме, рассказать о том, как сам родитель (или родственник, знакомый, даже некий выдуманный персонаж) решали эту проблему. Неплохо бы найти аналогичный пример в литературе, кино. Обязательно нужно обговорить проблему с учителем, поискать в нем союзника.

2.     Страхи можно разделить по субъекту, т.е. по тому человеку в окружении ребенка, который является источником страха: учитель, директор, завуч. В данном случае конечно неплохо бы было, готовясь к школе, заранее познакомиться с учителем, проанализировать, насколько его личностные особенности соответствуют особенностям ребенка, насколько педагог по темпераменту сходен с родителями. Конечно, не стоит отдавать тихого, тревожного ребенка в класс к темпераментному или авторитарному педагогу. К сожалению, в большинстве случаев у родителей нет выбора, и если вы обнаружили у ребенка страх перед учителем, то нужно поговорить по-хорошему с самим педагогом, а иногда и пойти на крайние меры, то есть сменить класс или школу.

3.     «Режимные» страхи, связанные с организацией школьной жизни - опасение, что не хватит времени на работу в классе (самостоятельную, контрольную, работу в тетради на уроке, страх не успеть или забыть сделать домашнее задание, страх 1 сентября, первого дня в школе после каникул; страх конца четверти, страх звонка на урок, звонка с урока, страх быть на празднике, страх потеряться в школе, страх переходить из одного кабинета в другой и др.

Для того, чтобы избежать появления этих страхов, ребенка необходимо заранее познакомить со школьной жизнью, рассказать о своих школьных воспоминаниях. А главное - убедить ребенка в том, что, даже если он с чем-то не справится, это еще не будет означать «конца света», что ученик для того и приходит в школу, чтобы НАУЧИТЬСЯ, в том числе и этому….

4.     Часто говорят о «страхе ошибки». В школьной жизни ребенка это выражается в страхе стоять у доски, или не понять объяснение учителя, или в страхе спорить. Это может быть страх перед вопросом учителя «кто хочет ответить?», страх, что учитель, родитель будет ругать, страх проверки знаний, техники чтения, контрольных и других проверочных работ и т.д.

Эти страхи часто связаны с недостаточностью усвоения учебного материала ребенком. И здесь очень важно проанализировать вместе с педагогом и школьным психологом, в чем причина неуспеваемости. Возможно, речь идет о неправильной организации режима дня ребенка, или есть трудности в развитии отдельных познавательных процессов, или даже присутствует задержка психического развития.

 

Также, анализируя причины школьных страхов, нельзя забывать и о ряде других возможных причин их возникновения:

1.Гиперопека (чрезмерная опека своего ребенка со стороны родителей/ бабушек, дедушек). Гиперопека делает человека не приспособленным к обстоятельствам внешнего мира. Такие дети не привыкли к сложным ситуациями, так как их родители все делали за них. И это самая мощная ошибка в воспитании. Необходимо воспитывать в своем ребенке зрелую, самостоятельную личность и давать ему больше свободы и доверия. В этом смысле дети, не посещающие детский сад до школы, оказываются более уязвимы в школе.

2.Недовольство ребенком и критика.

Если в семье ребенок сталкивается с недовольством, обвинениями или постоянной критикой, то его самооценка падает и появляются страхи. Вначале перед родителями, затем перед школой. Такой ребенок, и придя во взрослую жизнь, будет всего бояться, так как родители заложили в его подсознание роль неудачника. И он поверил в эту роль, вошел в нее и потерял веру в себя. Именно родитель должен принять своего ребенка таким, какой он есть. Чтобы ребенок чего-то добился в жизни, его необходимо любить и поддерживать в нем чувство собственного достоинства и уверенность.

3. Проблемы в отношениях с одноклассниками.

Часто дети бояться ходить в школу из-за плохих отношений с одноклассниками. Они не могут найти с ними общий язык, их не понимают. А еще хуже – обижают. А ребенок – это ранимый маленький человечек, и естественно, что он начинает испытывать страх перед школой. Никто не хочет сталкиваться с болью и насмешками. И в этой ситуации нужно помочь ребенку, поддержать его. Нужно формировать в нем высокую самооценку, уверенность и коммуникативные навыки.

В любом случае, сталкиваясь с проблемой школьных страхов, родитель должен знать, что он и его ребенок не одиноки, своими переживаниями они обязательно должны поделиться с педагогами и школьным психологом, потому что эту проблему возможно более эффективно разрешить только в том контексте, в котором она возникла: в школе, в классе, во взаимоотношениях.
Категория: Мои статьи | Добавил: kseniatsoj (29.05.2012)
Просмотров: 2421 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 72

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0