Пятница
26.04.2024
02:16
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБОУ г.о. Балашиха "ЦПМСС "Радуга"
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [24]

Главная » Статьи » Мои статьи

Таблица


























Функции.

Здоровые дети.

Дети с задержкой психического развития.

Дети с умственной отсталостью.

Внимание

  1. Модификация «Корректурных проб» (методики Бурдона, Пьерона-Рузера, кодирование Векслера)

(с 4 лет)

  1. Модификация таблиц Шульте с произвольно расположенными цифрами от 1 до 4, 6, 8, 10, 12)

(с 5 лет)

  1. Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями (из методики Векслера)

(с 4 лет)

  1. Бланки к методике Мюнстерберга

(с 6-ти лет)

  1. И др.материалы из пособия «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» авторов С.Д.Забрамной, О.В.Боровика.

 

В раннем дошкольном возрасте преобладает непроизвольное внимание, оно вызывается внешними привлекательными предметами, событиями. Такое внимание поддерживается, пока сохраняется  интерес к воспринимаемым объектам. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные для них картинки не более 6-8 секунд, а старшие дошкольники способны сосредоточивать внимание уже от 12 до 20 секунд. К старшему дошкольному возрасту в 2-2,5 раза возрастает продолжительность занятий одной и той же деятельностью. Степень устойчивости внимания дошкольников различна и зависит от их индивидуальных особенностей: типа нервной деятельности, состояния здоровья, условий жизни ребенка.

Характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Недостаточная целенаправленность деятельности. Трудности переключения. В старшем дошкольном возрасте оказывается недостаточно развитой способность к произвольной регуляции поведения.

 

Более чем у других сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. При олигофрении сильно страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита именно его произвольная сторона. Это связано с тем, что у УО дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Однако, если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком – то одном объекте или одном виде деятельности.

Сенсорно-перцептивная деятельность

  1. Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения (предметы врисованы, наложены один на другой – фигуры Поппельрейтора)  (с 3-4 лет)
  2. «Почтовый ящик» (коробка форм)   (с 2 -3 лет)
  3. Доски Сегена разных вариантов сложности  (с 2 -3 лет)
  4. Кубики Никитина (с 2-х лет), Кооса (с 5-ти лет).
  5. Таблицы с изображением предметов, которые следует  дорисовать (методика Т.Н.Головиной)

 (с 4-х лет)

  1. Набор предметных картинок, разрезанных на 2-3-4 части (с 3-х лет)
  2. Картинки для определения правой, левой стороны, понятия «верх», «низ», «посередине» (с 4-х лет)
  3. Методика «Эталоны» (с 5 лет)
  4. Методика «Прогрессивные матрицы Равена» («Залатай коврик», «Найди заплатку»)   (с 4-х лет).
  5. И др.материалы из пособия «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» авторов С.Д.Забрамной, О.В.Боровика.

Правильно различают сложные геометрические формы, указывают на их различие и сходство. Успешно используют цвета и формы в процессе конструктивной и изобразительной деятельности. Достаточно хорошо ориентируются в окружающем пространстве и на листе бумаги. Сформированы временные представления.

Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Нарушена ориентировочно – исследовательская деятельность. Дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов. Не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове (может правильно выполнить инструкцию, содержащую словесное обозначение признака, но самостоятельно назвать этот признак затрудняется). Трудности при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия. Замедленный темп формирования целостного образа предмета. Страдают фонематические процессы. Недостатки тактильно – двигательного восприятия. Замедлен процесс формирования межанализаторных связей. Отмечаются недостатки зрительно – моторной, слухо – зрительно – моторной координации.   

Часто восприятие страдает из-за снижения у детей слуха, зрения, недоразвития речи. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп и малая дифференцированность. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что дети часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п.

Отмечается узость объема восприятия, нарушение избирательности, пассивность восприятия. Восприятием УО дошкольников необходимо руководить. Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто даже в 8-9-летнем возрасте эти дети не различают правую и левую сторону, не могут найти в помещении школы свой класс и т. п. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели,  времени года и т. п. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать цвета. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета.

Память

  1. Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (возможны разные варианты: запоминание цифр, букв, слов, геометрических фигур, предметных изображений и т.д.) (с 4-х лет)
  2. Бланки к методике для запоминания слов с изображением предметов (методика А.Н. Леонтьева) (с 4-х лет, не более 6-8 картинок)
  3.  Модификации методики А.Р. Лурия «10 слов» (с 5 лет).
  4. «Повтори цифры» (методика Векслера) (с 5-ти лет).
  5. И др.материалы из пособия «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» авторов С.Д.Забрамной, О.В.Боровика.

 

В младшем и среднем дошкольном возрасте (у детей 3-4 лет) запоминание и воспроизведение являются непроизвольными, а в старшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию материала. Продуктивность запоминания в игре значительно выше. Большинство детей младшего и среднего дошкольного возраста  имеют неплохо развитую механическую память. Легко запоминают и воспроизводят виденное и слышанное при том условии, что оно вызвало интерес. Развитие памяти тесно связано с развитием мышления у детей. Старшие дошкольники запоминают материал легче тогда, когда видят связи между предметами, явлениями, понятиями. 

Выраженность дефекта зависит от генеза задержки. Снижен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.

Основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. УО дети лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. Позже, чем у их нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание. Отмечаются трудности не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения. Воспроизведение носит бессистемный характер. Наибольшие трудности в воспроизведение словесного материала. Смысловая память развита слабо. Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая забывчивость. Она связана с переутомлением НС из – за общей ее слабости.

Мышление

  1. Таблицы с изображениями предметов, один из которых не подходит по тем или иным признакам (величине, форме, цвету, родовой категории)

 (с 4-х лет)

  1. Таблицы с заданиями на исключение понятия, не подходящего остальным

(с 4-х лет)

  1. Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей (с 5-ти лет).
  2. Таблицы с пословицами и поговорками, фразеологизмами (простые варианты с 6-ти лет).
  3. Сюжетные картинки для сравнения; таблицы с заданиями на сравнение слов-понятий «Чем похожи, чем отличаются?»     (с 4-х лет)
  4. Набор сюжетных картинок разной степени сложности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий)          (с 4-5 лет)
  5. Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации «Разложи по группам»             (с 4-х лет)
  6. Таблицы с загадками

 (4-х лет)

  1. Бланки со словами и предметами для исследования ассоциаций (один из вариантов – подбор слов, противоположных по смыслу)

(с 5 –ти лет)

  1. Таблицы и карточки для проведения «обучающего эксперимента» (методика А.Я. Ивановой)

(с 6-ти лет)

  1. Таблицы с заданиями на «схематизацию» (методика Венгера или «Лабиринты»).
  2. И др.материалы из пособия «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» авторов С.Д.Забрамной, О.В.Боровика.

Решает простые задачи со сложением и вычитанием. Правильно дифференцирует количество независимо от формы, величины и пространственного расположения объектов. Сформировано обобщение, правильно мотивирует ответ. Классифицирует предметные картинки по их назначению, называет видовые и родовые признаки. Устанавливает причинно – следственные отношения в рассказах, выделяет существенное звено. Самостоятельно может придумывать сказки, рассказы. Знает буквы, читает слоги, может прочитать простой текст. В 6 -7лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного.

Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов – представлений. Сложности создания целого из частей и выделения частей из целого. Снижение способности к творческому созданию новых образов. Замедлен процесс формирования мыслительных операций. К старшему дошкольному возрасту не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно – логического мышления: при обобщении дети могут опираться на несущественные признаки (ситуативные или функциональные), могут ориентироваться на существенный признак предмета, но мотивировка ответа недостаточно четкая. Затруднено решение задач без опоры на наглядность. Порядковый счет сформирован, но при дифференцировке  количества с трудом переключаются на один признак, иногда соскальзывают на форму или цвет объектов. Затрудняются при сравнении предметов, производя сравнение по случайным признакам, при этом затрудняются даже в выделении признаков различия.  Однако дошкольники с ЗПР хорошо принимают помощь и после ее получения выполняют задания на более высоком уровне, близком к норме уровне. Составляют последовательные умозаключения в рассказах средней трудности, выделяют причинно – следственные отношения, но затрудняются в составлении развернутого рассказа. Затруднено сочленение знакомых букв в слоги, иногда путают похожие по звучанию или по очертанию буквы. Процесс чтения формируется медленно.

Все мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, абстракция, конкретизация у УО недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Так , анализ предметов они проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. В результате такого анализа они затрудняются определить связи между частями предмета. Устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства объектов, как величину, цвет. При анализе предметов выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки. Затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними. Поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, оно проводят сравнение по несущественным признакам, а часто – по несоотносимым. Затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Особенно сложно для них  установление сходства. Отличительной чертой мышления является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Это особенно ярко проявляется у психически больных детей, у детей с поражением лобных отделов головного мозга и у имбецилов. Для всех УО детей характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле.

 

Речь.

  1. Рассказ по сюжетной картинке

(с 3-х лет по вопросам взрослого). 

  1. «Что сначала, что потом?» Составь рассказ по картинкам

(с 4-х лет).

В старшем дошкольном возрасте произносительная сторона речи ребенка достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, владеет фразовой речью, пользуется интонационными средствами выразительности. Ребенок имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет навыками звукового анализа и синтеза. В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается  со взрослыми и сверстниками. В словаре ребенка уже представлены все основные части речи. Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребенка и умения пользоваться им. Отмечается достаточный уровень развития грамматического строя речи. К 7 годам речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечается четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно описать предмет, раскрыть содержание картины, пересказать содержание небольшого рассказа, фильма.

Нарушения речи имеют системный характер и входят в структуру дефекта. Многим детям присущи недостатки звукопроизношения и фонематического развития. На уровне импрессивной речи  отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико– грамматических конструкций типа «Коля старше Миши», «Береза растет на краю поля», дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок, текстов для пересказа. Имеют ограниченный словарный запас. В речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужено употребление глаголов. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества и продолжается до 7-8 лет. Нарушения грамматического строя речи. Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя ему и понятно смысловое содержание изображенной на картине ситуации или прочитанного рассказа, и на вопросы педагога он отвечает правильно. Проблемы в формировании связной речи. 

Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звуко – буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства  письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении. Словарный запас «бедный», в речи преобладают существительные и простые глаголы. Фразы примитивны, речь страдает аграмматизмами, косноязычием. Речь маловыразительная, плохо интонированная. Трудности в понимании инструкций, даже после оказания помощи. При некоторых формах УО ребенок воспринимает не смысл речевого высказывания, а интонации и сопровождающие речь мимику и жесты. Словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, воспринимаются очень медленно. Испытывают трудности в составлении и пересказе простейших рассказов. Особенности развития речи зависят от степени и глубины умственной отсталости.

Игровая деятельность, эмоционально -  волевая сфера

  1. Методике исследования уровня притязаний «Лесенка»

(с 4-х лет).

  1. Бланки для исследования самооценки по методике Дембо – Рубинштейна

 (с 5-ти лет)

  1. Варианты заданий для исследования волевых усилий

 (с 3-х лет)

  1. Наборы сюжетных картин с изображением различных ситуаций, подлежащих оценке (нравственной, эстетической и т.д.) (с 4-х лет)
  2. Методика изучения фрустрационных реакций («Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга», детский вариант, модификация Н.В. Тарабриной)

 (с 5-ти лет).

  1. Бланки с методикой незаконченных предложений 

(с 5-ти лет).

  1. Таблицы к методике Рене – Жиля (с 4-х лет)
  2. И др.материалы из пособия «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» авторов С.Д.Забрамной, О.В.Боровика.

 

Создает план игры. В процессе игры способен обобщать, анализировать свою деятельность. Может играть по несколько дней, обогащая замысел игры. Предпочитает групповые игры индивидуальным. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками. Уровень развития произвольности и волевых качеств позволяет ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых). Старшие дошкольники способны различать весь спектр человеческих эмоций, у них появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные (любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление), моральные (чувство гордости, чувство стыда, чувство дружбы), эстетические (чувство прекрасного, чувство героического). На фоне эмоциональной зависимости от взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. К 6-7 годам у ребенка развивается устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых проблем. 

Снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью. К 7 годам формируется сюжетно – ролевая игра. Склонны к индивидуальным или парным играм. Игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, коллективная игра не складывается. Сюжет игры недостаточно развернут, наблюдаются повторения сюжета, подражательность.

Незрелость ЭВС детей с ЗПР обуславливает своеобразие формирования их поведения и личностных особенностей. Страдает сфера коммуникации. Старшие дошкольники с ЗПР не готовы к внеситуативно – личностному общению со взрослыми, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, они достигают лишь уровня ситуативно – делового общения. Они не держат дистанцию со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно, трудно подчиняются правилам поведения в группе. Обнаруживают склонность к подражательному поведению, аффективным реакциям.

Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех – слезами и т.п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых умственно отсталых  эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного  эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния – эйфория, дисфория, апатия). Отмечается слабость волевой сферы умственно отсталых. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость – отличительные качества их волевых процессов. УО дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаемы подражание и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.

Отмечается недоразвитие целенаправленности деятельности, а также трудности самостоятельного планирования собственной деятельности, в том числе и игровой. Большинство детей обнаруживают слабо выраженный и неустойчивый интерес к игрушкам (нет любимых игрушек). Действия с игрушками долго остаются на уровне манипуляций или неспецифических предметных действий или  отмечаются многократно повторяющиеся процессуальные действия. Сюжетно – ролевая игра формируется в процессе специального коррекционного обучения. Сюжеты игр весьма бедны, часто не отражают сущности деятельности и отношений людей. 

Моторика, навыки.

  1. Творческая, изобразительная, игровая деятельность.
  2. Выполнение  графических заданий.
  3. Наблюдение в процессе диагностического исследования.
  4. Исследование состояния общей моторики в игровой деятельности с предметами

(с 2-х лет).

 

Дети успешно овладевают навыками основных движений (правильной ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазанием), у них достаточно развита и совершенствуется координация движений. Ребенок успешно осваивает различные спортивные упражнения и элементы спортивных игр. Овладевает навыками письма.

Навыки самообслуживания сформированы.

Обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений. Выполнение мелких движений затруднено. Недостаточность таких двигательных качеств как точность, выносливость, гибкость, ловкость, сила, координация. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук, зрительно – моторной координации, что тормозит формирование у детей графомоторных навыков. Навыки самообслуживания  сформированы.

Обнаруживается отставание в развитии общей и мелкой моторики. Отмечается недостаточность тонких дифференцированных движений, выразительности мимики. Моторика малодифференцирована. Синкинезии, медлительность, вялость, неловкость движений усугубляют трудности овладения письмом, физическим трудом. Нарушение координации движений вплоть до расстройств навыков стояния и ходьбы.

Формирование навыков самообслуживания зависит от степени интеллектуальной недостаточности.





Категория: Мои статьи | Добавил: kseniatsoj (01.10.2012)
Просмотров: 5784 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 97

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0