Среда
23.08.2017
01:25
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБОУ г.о. Балашиха "ЦПМСС "Радуга"
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [24]

Главная » Статьи » Мои статьи

Внимание: подросток!
автор статьи: Малькова Елена Анатольевна

Каждый взрослый когда-то был подростком, переживал чувство одиночества и непонятости. Каждая новая влюбленность казалась единственно настоящей любовью и разрывала сердце, каждый конфликт с друзьями – концом Света, лишний килограмм – ожирением, а прыщик на носу – поводом не выходить из дома неделю. Сегодня это кажется далеким и смешным. Став родителями, мы часто говорим: «Что ты расстраиваешься из-за нее? Да у тебя еще десятки таких будет!». Или «Подумаешь, полненькая! Да через три года твоя фигура станет совсем другой!»

Это действительно так, и уважаемые родители абсолютно правы с точки зрения своего жизненного опыта. Но для подростка не существует ни «через три года», ни даже «послезавтра». Он живет в пространстве «здесь и сейчас». Здесь и сейчас подростки ранимы, их самооценка колеблется от неадекватно высокой до невероятно низкой, каждая неудача может стать причиной депрессии. Это связано в том числе и с физиологической перестройкой организма, и с противоречием между восприятием подростком самого себя «Я – взрослый» и восприятием его окружающими: «Ты еще ребенок». Хорошо, если рядом понимающие родители, педагоги, друзья, которые поддержат, помогут. А если нет? Депрессия и чувство тревоги могут спровоцировать попытки суицида. Суицидальная активность резко возрастает с 14 – 15 лет и достигает своего максимума в 16 – 19 лет.

В чем же причина? В том, что для подростка смерть – «временное» состояние, отношение к ней пока неадекватно. Смерть для подростка не фатальна, она, скорее, способ воздействия на окружающих. При опросе одни подростки-суициденты  говорят, что хотели «дать понять человеку, в каком я отчаянии», другие думали «заставить раскаяться человека, который плохо со мной обращался», третьи своим поступком решили показать «как я люблю его\ее», некоторые надеялись «повлиять на него, чтобы он изменил решение», часть расценивали свою попытку как «призыв, чтобы пришла помощь от другого». Таким образом, более половины суицидальных попыток демонстративны, но результатом такого «спектакля» может стать реальная смерть ребенка.

Причины таких попыток могут казаться взрослым незначительными и ничтожными, но неумение прогнозировать события, адекватно их оценивать и самостоятельно искать выход из сложившейся ситуации делают даже мелочи чрезвычайно значимыми для подростков. Причины подросткового суицида в равной степени представлены трудностями в трех основных сферах жизни: несчастная любовь, конфликты с родителями, проблемы в школе.

Одна из распространенных причин самоубийства подростков - длительная конфликтная ситуация в семье. В таких семьях преобладают давящий стиль воспитания и требования безапелляционного выполнения указаний, отрицается право взрослеющей личности на самостоятельность. В форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка. Опасны и такие кризисные ситуации в семье, как смерть близких, развод или потеря работы. В этом случае родители находятся в подавленном состоянии, и, бывает, что ребенок бессознательно (или даже сознательно) берет на себя ответственность за возникшие проблемы.

Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями и администрацией. Ведь именно в школе формируются такие важные социальные запросы подростка, как потребность в самоуважении, в положительной оценке значимых для него взрослых, в общении. Ощущение неуспешности, интеллектуальной несостоятельности, резкие оценки и высказывания со стороны педагогов, проблемы с родителями из-за неуспеваемости, низкий статус в глазах одноклассников одних подростков могут толкнуть на демонстративно вызывающее поведение, а других – на тихий суицид. Самооценка подростка «коварна», ведь именно в этом возрасте ему, как никогда, хочется совершенства, и именно сейчас оно менее всего доступно.

Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, связанных с постоянными конфликтами и отсутствием контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.

В такой период очень важно, чтобы с подростком рядом был хотя бы один значимый взрослый, которому бы он доверял. Это конечно может быть и классный руководитель, и школьный психолог…

Но ни один даже очень грамотный специалист не заменит ребенку родителя!

Одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе, родитель относится к ребенку как к партнеру, тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.
Нельзя не учесть и то, что покушение на жизнь может быть подражанием поведению, демонстрируемому с экранов телевизора или компьютера. В подростковых компаниях наблюдается повышенный интерес к темам смерти и самоубийства, обсуждается их «тайна» и «красота». Несмотря на некоторое снижение ажиотажа в последнее время, по-прежнему актуален этот интерес для «эмо» и «готов». Поэтому родитель подростка обязательно должен знать тех людей, с которыми общается его ребенок, а это возможно только через отношения доверия, а не тотального контроля. Друзья должны быть вхожи в дом. Грамотная мама научится быть другом не только собственному ребенку, но и его друзьям, поможет продуктивно организовать свободное время.

И все же бывают такие моменты, когда подросток буквально «захлебывается волной» своих переживаний, становясь частью «группы суицидального риска». Суицидологи отмечают во внешнем поведении подростка ряд изменений, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях:
• недостаток сна или повышенная сонливость;
• нарушение аппетита;
• признаки беспокойства, вспышки раздражительности;
• усиление чувства тревоги;
• признаки вечной усталости, упадок сил;
• неряшливый внешний вид;
• усиление жалоб на физическое недомогание;
• склонность к быстрой перемене настроения;
• отдаление от семьи и друзей;
• излишний риск в поступках;
• выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах;
• открытые заявления: «Ненавижу жизнь», «Не могу больше этого выносить», «Жить не хочется», «Никому я не нужен».
Иногда индикатором суицида могут быть следующие поступки: раздаривание ценных личных вещей, предметов увлечений, улаживание конфликтов с родными и близкими.

С таким ребенком необходимо открыто обсудить все, происходящее в его жизни, озвучить страхи и проблемы. В случае открытого суицидального высказывания уместны следующие вопросы: «Ты надумал покончить с собой? Как бы ты это сделал? А если ты причинишь себе боль? Ты когда-нибудь причинял себе боль раньше? Что произошло в тот период? Если бы я попросил не причинять себе боль, ты бы смог отказаться от своих намерений? Что мешает тебе дать обещание? Что помогло тебе справиться с трудностями в прошлом? Помогло бы это тебе теперь? От кого бы ты хотел получить помощь? Знают ли твои близкие, что тебе трудно сейчас?». Очень важно обсудить последствия самоубийства, в красках обрисовать все негативные моменты, помочь найти хотя бы один стимул, ради которого ребенку стоило бы продолжать жить.

Такая беседа является первичной формой профилактики у подростка и может быть проведена любым человеком, находящимся рядом с подростком, переживающим кризис душевного состояния. Необходимо помнить о серьезном отношении ко всем угрозам, слушать ребенка внимательно и демонстрировать неравнодушие к его проблемам. Важно настоять на том, что самоубийство -неэффективный способ решения всех проблем, помочь увидеть альтернативные выходы. Необходимо попытаться заключить соглашение о несовершении самоубийства, основным пунктом  такого соглашения должно быть обещание подростка не причинять себе боли никаким образом. И наконец, нужно пригласить специалиста или проводить подростка к тому, кто сможет вывести его из кризисного состояния.

Категория: Мои статьи | Добавил: kseniatsoj (29.05.2012)
Просмотров: 1114 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 71

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0