Автор : педагог-психолог Анашкина Е.Н. Происходящие
изменения в бурно развивающемся обществе затрагивают различные сферы развития
человека. Но особенно остро стоит проблема в психологическом, эмоциональном и
физическом развитии детей. По данным Всемирной организации здоровья (ВОЗ)
только 20% детей рождаются условно здоровыми, остальные – с явными нарушениями
или нарушениями скрытыми, которые будут проявляться на этапах роста и развития
ребёнка.
На
ряду с увеличением рождаемости увеличивается и число детей с задержкой
психического развития и умственной отсталостью. В данной статье отметим
важность коррекции одной из сторон задержки психического развития (ЗПР) – это
нестабильность эмоционального состояния ребёнка.
У
детей 3 – 7 лет с ЗПР наблюдается отставание в развитии эмоций. Наиболее
выражено проявление в нестандартном поведении, в слабости волевых усилии, в
личностной незрелости, в агрессивности или пассивности в проявлении эмоций.
Отмечается немотивированное состояние беспокойства, тревожности, ведущее за
собой иногда и психосоматические нарушения.
Незначительные
замечания могут бурю эмоций, немотивированные поступки, драчливость, агрессию.
Такой ребёнок то проявляет желание дружить, общаться, то вдруг становится злым,
иногда беспощадным.
Нередко
у детей возникают состояния беспокойства, неадекватной чрезмерной весёлости и
жизнерадостности, выступает проявление возбудимости и неумения оценить ситуацию
настроения окружающих.
Дошколята
с ЗПР часто затрудняются рассказать о своём эмоциональном состоянии, что они
чувствуют в той или иной ситуации – это свидетельствует об определённом
недоразвитии эмоциональной сферы, которое оказывается довольно стойким, даже
если с ребёнком проводилась коррекционная работа. У таких детей практических не
возникает стойких дружеских связей с коллективом детей, нет эмоциональных
индивидуальных предпочтений. Особенно хочется отметить выполнение заданий и
упражнений в процессе работы с такими детьми. Они или боятся выполнить задачу,
или берутся за дело не поняв смысл предложенного задания.
Отмечено,
что дети лучше распознают радость и гнев, хуже страх. В целом все дети младшего
возраста (дошкольного и младшего школьного) лучше воспринимают те эмоции, в
изображении которых больше мимических знаков. Таким образом, у детей с
задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоциональной
сферы, что в свою очередь влияет на развитие основных компонентов познания, на
ощущения, восприятие, память, мышление.
Задача
взрослого, педагога-психолога помочь такому ребёнку не быть изгоем в обществе,
а найти пути сотрудничества с обществом, умение дружить и полноправным членом
коллектива. |