Мотивы принятия ребёнка под опеку Автор:педагог-психолог Анашкина Е.Н.
Слово
мотив означает побуждение к действию. Мотив, мотивация — одни из
основных понятий в теории личности. Основой формирования мотива являются
потребности. Однако при наличии одних и тех же потребностей у людей мотивы для
удовлетворения этих потребностей различны. В чем
же здесь дело? У разных людей в процессе их воспитания сформировалось
неодинаковое отношение к духовным ценностям общества. Применительно к нашей
теме (разговора о социальных сиротах и опекунстве) одни матери считают
воспитание детей делом своей жизни, другие (крайний случай) могут оставить
ребенка в родильном доме. У тех и других природой была заложена потребность
быть матерью, однако после рождения ребенка они могут поступить по-разному, так
как у них разные социальные установки — неодинаковое отношение к нравственным
ценностям общества. Женщин, оставивших ребенка в родильном доме, как правило,
считают безнравственными.
В
любом обществе есть люди, которые берут на воспитание детей, оставшихся без
родителей. У некоторых из детей-сирот родители погибли (в катастрофе, чаше в
автомобильной) или умерли. У большей части детей-сирот родители лишены
родительских прав.
Выявить
мотивы взятия ребенка-сироты под опеку — одна из задач нашего исследования.
Респондентам был задан вопрос: «Почему Вы взяли ребенка под опеку?» У
большинства респондентов основной мотив взятия ребенка звучал так: «Это ребенок
наших близких людей: погибших, заболевших родственников или друзей». Таких
опекунов около 80%. К этой категории относятся бабушки (дедушки), тети (дяди),
старшие братья и сестры детей-сирот. Надо заметить, что опекуны, отвечая на
этот вопрос, не просто отметили предложенные исследователями альтернативы, но
и сами обозначили причины взятия ребенка. У некоторых опекунов дети (или
другие близкие) погибли во время катастроф или умерли, и они взяли осиротевшего
ребенка. Однако у большинства опекунов их дети были лишены родительских прав.
Приводим некоторые записи из анкет опекунов: «мать ребенка не жила дома,
склонна к спиртному», «родители ребенка — наркоманы», «моя сестра стала пить,
когда ее оставил муж», «ребенок моего умершего сына, а мать лишена родительских
прав», «ребенок потерял отца, мать больна», «ребенок сына, который находился
под арестом, а мать бросила ребенка», «мать ребенка не стремилась взять дочку,
мне стало жалко ребенка». Нам хотелось бы обратить внимание на последнюю
фразу. Из нее следует, что молодая дочь оставила ребенка в роддоме, а бабушка,
преклонных лет, взяла ребенка дочери на воспитание. Этот пример говорит о том,
как девальвировались нравственные ценности в нашем обществе.
Другие
предложенные альтернативы для ответа о причинах взятия ребенка под опеку
респондентами были ранжированы в порядке уменьшения: - «взяли
ребенка из-за сострадания к брошенным детям» (17%);
- «не было своих детей»
(10,1%);
- «мы потеряли собственного ребенка» (5,1%);
- «хотели, чтобы детей было
больше в семье» (3,9%);
- «хотели ребенка другого пола» (2,1%).
Рассмотрим
более подробно перечисленные выше мотивы. Мотив «взяли ребенка из-за
сострадания к брошенным детям» является доминирующим среди других. Уже было
сказано, что этим мотивом преимущественно руководствуются родственники детей-сирот.
Кроме родственников такой мотивацией могут руководствоваться глубоко верующие
люди, которые считают своим долгом принести себя в жертву, взяв сироту.
Психологи считают, что жертвенность не всегда приносит положительные плоды,
так как ребенок должен жить в радости, а не в ситуации, когда принявший его
опекун сам едва выживает. Есть еще категория людей, которые руководствуются
мотивом «взяли ребенка из-за сострадания к брошенным детям». Это не
родственники ребенка, а люди, для которых небезразлична судьба детей-сирот.
Мотив
«взяли ребенка из-за сострадания к брошенным детям» может быть связан и с
таким мотивом, как «выросли свои дети, стало пусто в доме». Психологи называют
это «эффектом опустевшего гнезда». Нам известны такие пары, которые, вырастив
своих детей, имея уже внуков, берут из детского дома детей. И не одного, а
сразу двоих. Вначале процесс адаптации в их семьях проходит сложно, но затем
большинство таких родителей (не всегда с высоким материальным достатком) рады,
что взяли на воспитание детей-сирот.
Отсутствие
детей в семье чаще всего связано с невозможностью родить собственного ребенка.
На протяжении ряда лет супруги посещают врачей, ездят на курорты. Однако все
безрезультатно. Тогда им приходит мысль взять чужого ребенка из детского дома.
Известны бездетные пары, которые, узнав о своем бесплодии, уже в молодом
возрасте берут одного или нескольких детей (иногда не сразу) из детского дома.
Мы специально обратили внимание на возраст усыновителей. Когда люди берут детей
на воспитание, будучи молодыми, у них еще много жизненных сил для воспитания
детей. Правда, можно понять тех людей, которые в течение долгих (15-20) лет
пытаются родить собственного ребенка. Не достигнув цели, такая пара в возрасте
40-50 лет обращается в детский дом. Наряду с семейными парами, которые не могут
родить своего ребенка, встречаются и случаи добровольной бездетности. Это
может быть связано с тем, что некоторые женщины боятся как беременности, так и
родов. И в этом случае люди обращаются в детский дом, чтобы принять чужого
ребенка на воспитание.
Далее.
Ребенка из детского дома берут одинокие женщины. Это женщины, которые по
каким-либо причинам не вышли замуж, или женщины, которые были замужем, но
знают, что по медицинским показаниям не могут иметь детей. Некоторые женщины
слишком много сил в молодые годы уделяли профессиональной карьере и к сорока
годам остались одни.
Итак,
среди перечня мотивов, руководствуясь которыми люди берут детей под опеку,
есть и мотив «не было своих детей».
Среди
мотивов есть и такой — «мы потеряли собственного ребенка». Когда погибает
ребенок — это очень тяжелая утрата. Если родители находятся еще в детородном
возрасте, то они попытаются родить ребенка. Такие случаи известны. Если это
невозможно, то они стремятся заполнить пустоту, взяв ребенка из детского дома.
Психологи считают, что в данном случае родителям не надо спешить заменить
погибшего ребенка на чужого. В свое горе не нужно приводить чужого ребенка,
так как он не уменьшит, а, напротив, может увеличить их страдания. Родители
будут все время сравнивать его с погибшим и еще больше горевать. Поэтому нужно
подождать. Когда боль от потери собственного ребенка утихнет, тогда можно
начать заниматься поиском ребенка для усыновления.
Мотив
«хотели, чтобы детей было больше в семье» иногда отражает истинное стремление
родителей иметь большую семью. Психологи считают, что родителям, прежде чем
брать еще одного ребенка в семью, нужно учесть ряд факторов.
1.
Нельзя брать
ребенка из детского дома, если родной ребенок — инвалид.
2.
Нужно брать
ребенка младше самого младшего в семье, чтобы родной ребенок не чувствовал себя
обделенным любовью родителей, тогда он дружески примет «новичка».
3.
Нельзя брать
ребенка из детского дома, если родители так заняты, что рассматривают ребенка
из детского дома в качестве «гувернера» для родного ребенка.
|