Структура тренинга.
Этап I.
Подготовка к проработке травматического переживания у
детей. 10 занятий.
Мотивирование детей на
участие в групповых занятиях.
- Формирование групповой атмосферы безопасности и
адаптация детей к групповому взаимодействию.
- Обучение детей способам релаксации (мышечные,
дыхательные, вербальные).
- Обучение детей распознаванию и выражению эмоций
(игры и упражнения).
- Общее просвещение детей по вопросам насилия и
травмы.
- Информирование детей о связи между мыслями,
чувствами и поведением как механизме формирования негативных переживаний.
Этап
II.
Проработка психотравмирующих переживаний
у детей. 10 занятий.
·
Разбиение детей
на группу по характеру травмы и/или индивидуальная работа с ребенком.
·
Рассказ ребенка о
травмирующей ситуации.
·
Помощь в
отреагировании переживаний, связанных с насилием (травмой). Коррекция
когнитивных искажений и эмоциональных реакций, обусловленных травматическим
опытом.
·
Способы
подбадривания и поощрения ребенка.
·
Индивидуальное
сопровождение ребенка.
Этап
III.
Развитие приемов и способов поведения,
способствующих социальной адаптации детей и преодолению психотравмирующих
условий.
10
занятий.
·
Развитие
коммуникативных навыков у детей, способствующих оказанию помощи и поддержки
друг другу.
·
Содействие в
формировании адек4ватных представлений о семье, ближайшем окружении и самом
себе, что может являться ресурсом для преодоления ребенком травмы и адаптации к
жизни.
·
Обучение правилам
безопасного поведения и потенциально опасных ситуаций.
·
Помощь ребенку в
формировании представления о будущем.
Этап I. Подготовка к проработке травматического
переживания у детей.
|
Занятия.
|
Цель занятия.
|
Задачи этапа.
|
Структура занятий.
|
Упражнения.
|
1-2.
|
Создание базовых условий
для работы группы - формирование
Групповой атмосферы
безопасности и адаптация детей к групповому взаимодействию.
|
1. Познакомиться, прояснить
групповые цели, нормы, правила.
2.Научиться
взаимодействовать в группе.
3. Обеспечить возможность
для каждого участника группы чувствовать себя в группе безопасно, снизить
напряжение.
4. Научиться высказываться,
говорить о себе.
Научиться навыкам
релаксации и идентификации эмоций.
|
- Упражнение на знакомство.
- Выработка правил.
- Договоренность о целях работы группы.
- Игра на взаимодействие.
- Завершение (комплименты).
|
Ритуал «Приветствие»;
игра «Круг знакомств»;
«Знакомство»;
установление правил игры;
игра «Молекулы»;
игра «Шеренга»;
«Пожелания»;
ритуал «Прощание»;
Упражнение «Имена
прилагательные»;
Игра «Шаг вперед все,
кто…»;
Упражнение «Паровоз»;
Упражнение «Зоопарк»;
Общий рисунок «Наш сад»;
Упражнение «Подарок».
|
3-4
|
Обучение детей способам
релаксации, распознаванию и выражению эмоций.
|
- Упражнение – разминка.
- Упражнение на релаксацию.
- Содержательное упражнение: взаимодействие (с
физическим контактом),
называние эмоций.
·
Игра-
упражнение на релаксацию.
|
Упражнение «Поменяйтесь
местами»; «Испуганный ежик»;
«Найди пару»; «Создание
шедевра»; « Разведчик»;
Визуализация «Голубое
небо»;
Упражнение «Сиамские
близнецы», «Жаба», релаксационное дыхание, «Невербальный контакт», «Что
заставляет людей чувствовать»;
Визуализация «Берег моря».
|
5-6
|
Обучение детей называнию и
распознаванию эмоций.
|
|
·
Упражнение –
разминка.
·
Упражнение на
релаксацию, которое может усложняться от занятия к занятию.
·
Содержательное
упражнение: взаимодействие, называние эмоций, распознавание своих эмоций.
·
Игра.
·
Упражнение на
релаксацию.
|
Упражнение «Кошки»,
«Передача движения по кругу»; релаксационное
дыхание с переключением, упражнение «Объявление», «Изобрази эмоцию», «Коллажи
чувств», «Спутанные цепочки», визуализация «Путешествие по реке».
Упражнение «Гребля», «На
что похоже мое настроение», «Идеал», «Имена чувств»;
Игра «Стражники и узники»;
Звуковая дыхательная
гимнастика: упражнение «Покорители космоса».
|
7-8
|
Самопознание и обучение
детей определению разницы между своими мыслями и чувствами.
|
- Упражнение- разминка;
- Упражнение на релаксацию;
- Содержательное упражнение: взаимодействие,
называние эмоций, распознавание своих эмоций, разница между эмоциями и
мыслями;
- Какой «Я»;
- Игра;
- Упражнение на релаксацию.
- Важно,
чтобы каждый ребенок получил положительную обратную связь.
|
Упражнение «Угадай
настроение», «Перехват», релаксационное упражнение,
Упражнение «Эмоции в моем
теле»,
«Дракон кусает свой хвост»;
Визуализация «Пляж»;
упражнение «Веселый хвост», «Какие мы?», «Зеркало»; «Ревущий мотор»;
«Безопасное место»; «Аплодисменты по кругу».
|
9-10
|
Дать детям представление о
том, что в жизни бывают трудные ситуации и люди по - разному на них реагируют
и справляются с ними. Дать представление о связи между мыслями, чувствами и
поведением.
|
- Упражнение- разминка.
- Упражнение на релаксацию.
- Содержательное упражнение: информация о травме
– «что бывает и как к этому относиться».
- Игра.
- Упражнение на релаксацию.
|
Игра «Ладушки».
Релаксация «Звуковая
дыхательная гимнастика».
Релаксация «Ковер –
самолет»;
Упражнение «Шурум – бурум»,
Упражнение «Различение
событий, мыслей и чувств».
Игра «Слоник, утка,
зайчик».
Визуализация «Летний
дождь».
Упражнение «Безопасное
место», «Добрые слова».
Упражнение «Печатная
машинка», «Волшебная рука»,
«Анализ ситуации», «Варианты травмы»,
«Снежинки».
Визуализация «Подъем на
гору».
|
Этап II. Проработка
|
психотравмирующих
переживаний у детей.
|
11-14
|
Дети имеют возможность
рассказать в группе о травмирующей ситуации из своего опыта, получить поддержку от
окружающих.
|
|
- Упражнение- разминка.
- Рассказ о травме, об испытанных чувствах,
выражение сочувствия.
- Упражнение на релаксацию.
- Активная веселая игра.
|
Упражнение «Секрет»;
«Признание».
Упражнение на релаксацию
«Достань звезду», «Порхание бабочки», «Берег моря».
Игр «Снежинки».
Упражнение- разминка «самое
хорошее/плохое».
Упражнение «Восковая
палочка».
«Рассказ о травмирующем
событии из опыта участников».
Упражнение «Полет высоко в
небо». Игра «Дракон кусает свой хвост». Разминка «Мяу», «Мне (не) нравится,
когда…».
Игра «Спутанные цепочки»
|
15-17
|
Коррекция когнитивных
искажений и эмоциональных реакций, обусловленных травматическим опытом.
|
|
- Упражнение – разминка.
- Упражнение – проекция: отношение окружающих,
последствия того, что травма стала известной.
- Упражнение на
релаксацию.
- Игра на взаимодействие.
|
Упражнение – разминка
«Поза», «Волшебная подушка», «Кенгуру».
Упражнение «Рисунок
травматичной ситуации», «Измени рисунок»;
ролевая игра «Секрет», «Сохраняем
тайну».
Упражнение на релаксацию
«Отдых на море», «Щепки плывут по реке», «Водопад».
Упражнение- игра «Регата»,
«Паровозик», «Поменяйтесь местами».
|
18-20
|
Отреагирование переживаний,
связанных с насилием.
|
- Упражнение- разминка.
- Упражнение на преодоление ощущения одиночества
и беспомощности, связанные с насилием.
- Упражнение на релаксацию.
- Игра на взаимодействие.
|
Упражнение- разминка
«Передача эмоций», «Прорвись в круг», «Выкинь ком».
Упражнение «Письмо обидчику», «Комиксы».
Игра «Порви цветы»,
«Прыгалки», «Скалолаз».
Упражнение на релаксацию
«Цветок», «Летний дождь», «Избавление от тревоги».
Упражнение – ролевая игра
«Дай отпор обидчику», «Гадкий утенок», «Зайчонок и Мух».
|
Этап III. Развитие приемов и способов поведения,
способствующих социальной адаптации детей и преодолению психотравмирующих
условий.
|
21- 24
|
Помочь ребенку в
формировании адекватных представлений о семье и ближайшем окружении, которые
могут являться ресурсом для преодоления ребенком травмы и адаптации к жизни.
Развитие коммуникативных
навыков у детей, способствующих оказанию помощи и поддержки друг другу.
Обучение правилам
безопасного поведения в ряде потенциально опасных ситуаций, закрепление
навыков самозащиты.
|
Активизация ресурсов
ребенка для формирования стабильного отношения к себе и уверенного поведения.
|
- Упражнение – разминка.
- Упражнение на релаксацию.
- Тематические упражнения «Моя семья», «Мои
друзья».
- Игра на взаимодействие.
- Упражнение на релаксацию.
|
Упражнение «На колени»,
«Карандаши», «Скульптура семьи», «Я хороший друг», «Вавилонская башня»,
«Дождь в лесу».
Упражнение релаксация
«Тихое озеро», «Водопад».
Упражнение- разминка
«Тропинка», «Велосипед», «Мигалки».
Ролевая игра «Конфликт в
семье».
Упражнение-
визуализация «Идеальная семья».
Социометрия «Тапки».
Рисование по инструкции.
|
25- 26
|
Формирование у ребенка
лучшего понимания себя и окружающих»
|
|
- Упражнение – разминка.
- Упражнение на релаксацию.
- Тематическое занятие «Я сейчас, как я
изменился».
- Игра на взаимодействие.
- Упражнение на релаксацию.
|
Упражнение- разминка «Я
люблю/я не люблю», «Выкинь ком», «Комиссионный магазин».
Упражнение « Австрийские
гляделки», «Измени состояние».
Аппликация «Наша группа».
Упражнение на релаксацию
«Цветок».
|
27-30
|
|
- Упражнение – разминка.
- Упражнение на релаксацию.
- Безопасность и будущее.
- Игра на взаимодействие.
- Упражнение на релаксацию.
- Подведение итогов, что изменилось за время
тренинга.
|
Упражнение- разминка
«Битва», «Пары- тройки».
Упражнение «Опасные
ситуации», «Психологическая дистанция», «Испорченная пластинка», «Достижение
цели», «Коллаж».
Игра «Море».
Упражнение- релаксация
«Водопад», «Пляж», «Полет высоко в небо», «Достань звезду».
Упражнение на построение
позитивного образа будущего.
Упражнение- притча
«Волшебный огурец»
|
|